25.03.2016
Возлюби Господа Бога твоего
— Скажи мне вот что, друг мой Алёшенька, — обратился старец Серафим к пришедшему к нему вновь Алёше, — во что всевает Господь Семена Свои: в Добродетель или в порок?
— Но, батюшка Серафим, конечно же в Добродетель! Почему вы меня об этом спрашиваете?! — с удивлением посмотрел на старца Алёша.
— Вот видишь, для тебя это очевидно. И если спросить о том ежию душу человеческую, то будь уверен, что ответ будет тот же самый, ибо немыслимо, чтобы Господь Семена Любви Своей всевал в порок на верную погибель Семени Благого! Все это понимают, но как же мало тех, кто стремится стяжать Добродетель, а между тем ждут, что одарит их Господь Бог Даром Благодатным. Не безрассудство ли это?
Алёша сидел опустив свою голову, всматриваясь в себя, в своё сердце — а как же он-то поступает в жизни своей? И видел Алёша, что и он жаждал Даров Божией Благодати, но не всегда стремился претворить Дары сии в Добрые дела.
— Что, дружочек мой Алёшенька, про́няло тебя слово моё? — добродушно спросил его старец Серафим.
— Про́няло, батюшка Серафим!..— сокрушённо ответствовал тот, весь заливаясь краскою стыда.
— Это хорошо, Алёша, что ты близко к сердцу принимаешь Слова Истины и учишься нелицеприятно смотреть в зеркало сие. Ведь Слово сие не к поруганию, а к Исцелению, и коли душа Искренна пред собою и Господом, то и Слово сказанное возымеет Своё Действие.
— Ах, батюшка, скажите мне, а как же принять Слово-то Божие Добродетелью?
— Так я тебе о том и толкую, Алёшенька. Искреннее, нелицемерное принятие Слова и есть уже Начало Добродетели. Ведь ежели принял ты Искренно Слово и, не устыдившись Правды Его, пошёл Ему навстречу в жизни своей, то уже и положил ты Начало Добродетели, что становится яко Купель Покаянная для души, возжаждавшей Света Истины. Помнишь ведь, как Иоанн Креститель рёк народу, приходящему к нему креститься в водах Иорданских: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». И как сказано о том у пророка Исайи: «Уготовайте Путь Господень, правы творите Стези Его». Царствие Небесное принёс Господь Иисус Христос в Семенах, но дабы восприняла душа Семена Царствия Небесного, необходимо ей пройти чрез Покаяние и сотворить стези ума своего Правыми.
— Но батюшка Серафим! Помните, вы мне говорили, что Правое — это Духовное. Так значит Правые Стези — это Духовные Стези, что и составят Путь Господень. Но как же мне подойти-то к этим Правым Стезям, к Духовному Пониманию Писания?
— А чрез исполнение сказанного, Алёша. Помнишь ли, что сказал Господь во Святом Евангелии от Иоанна: «Глаголы яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть». Видишь, как неразрывны в Господе нашем Дух и Жизнь. И чтобы в Дух войти Господень, необходимо Жизнь Его принять.
— Батюшка Серафим, но что же есть Жизнь Господа нашего? Как не обмануться в сём, думая, что принял Жизнь Господнюю, а на самом деле это окажется смертью?
— Что же, Алёша, давай вновь обратимся ко Святому Евангелию от Иоанна. Есть там такие строки в конце двенадцатой главы, что говорит Господь:
Яко Аз о Себе не глаголах, но
Пославыи Мя Отец, Той Мне Заповедь
даст, что реку, и что возглаголю.
|
Ибо Я говорил не от Себя, но
Пославший Меня Отец, Он дал Мне
Заповедь, что сказать и что говорить.
|
И вем, яко Заповедь Его Живот
Вечный есть: яже убо Аз глаголю,
якоже рече Мне Отец, тако творю.
|
И Я знаю, что Заповедь Его есть
Жизнь Вечная. Итак, что Я говорю,
говорю, как сказал Мне Отец.
|
|
|
|
|
— Вот видишь, Алёша, нам даётся Ключ к пониманию, что же является Жизнью Господа Иисуса Христа — это Заповеди Отчие. Помнишь ли ты Их, Алёша?
— Да, отче, помню — бо́льшая и меньшая; для дневного и ночного времени: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею мыслию твоею»; и вторая: «Возлюби Ближнего твоего как самого себя».
— Вот видишь, Алёша, что является в основе своей Жизнью Господа Иисуса Христа.
— Батюшка Серафим, но ответьте мне ещё на один вопрос. Возлюбить Бога — это очень широко и неопределённо пока для меня. Как мне лучше понять, что значит возлюбить Бога?
— Хорошо, Алёша, что ты задумываешься над этим, ибо многие, думая, что служат Богу и любят Бога, служат вовсе не Ему, и по жизни своей они ненавидят Бога, о чём и свидетельствуют все дела их. Ты же, Искренне задав себе этот вопрос, сможешь приблизиться к пониманию, а что значит возлюбить Господа Бога всем сердцем? Но ответь мне на такой вопрос: а Кто же есть Бог?
— Ну… — озадаченно протянул Алёша, вдруг разом потерявшись. — Бог — это такая Полнота, что определить Её одним Словом просто невозможно!
— А ведь ты уже невольно высказал это определение, Алёша.
— Как же?!
— Давай вновь с тобой обратимся к Евангелию Апостола Иоанна, причём к самой первой его строке: «В Начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».
— Батюшка Серафим, как же это я! Бог есть Слово!
— Да, Алёшенька, Бог есть Слово, Полное Благодати и Истины. Возлюби всем сердцем и всей душой своею Слово, Полное Благодати и Истины, и ты возлюбишь Бога. А возлюбить Благодать и Истину Слова Божия — это исполнить Их в жизни своей. Но ты ведь знаешь, что исполнение есть процесс постепенный и медленный, что подобен строительству дома, где сначала расчищается место под постройку и закладывается фундамент, дабы стоял дом на Камне. А помнишь ли, что является этим Камнем, на Котором ставится дом, дабы он устоял во всех испытаниях?
— Да, батюшка Серафим, помню — это Вера!
— Правильно, Алёша. А с чего Вера начинается?
— С Добродетели.
— Вот видишь, вновь мы с тобой вернулись к тому, с чего и начали свой разговор.
— Да, отче! Но насколько лучше я теперь всё понимаю!
— Это хорошо, Алёша. Теперь иди от понимания к Жизни и в жизни своей яви Любовь свою Богу, Что есть Слово, Полное Благодати и Истины. И Сокровищница сердца твоего никогда не оскудеет Семенами Даров Господних, что ты будешь принимать как свою Вечную Жизнь, наполненную Духом Господним. Аминь.
|